Хочу поделиться одной из типичных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться на Диагностике при РПП. РПП — расстройство пищевого поведения, когда встречаются отклонения от нормального питания. Сюда входят такие расстройства: анорексия, булимия, компульсивное переедание, орторексия, поедание несъедобных предметов, и другие отклонения при приеме пищи. Некоторые специалисты относят веганство и вегетарианство.
Так как в основе нашей методики лежит устранение причин, из-за которых появляется расстройство, то вначале лечения приходится проводить Диагностику, на которой показываю клиентам причины, что будет для устранения этих причин делать и примерно ко времени понадобится. И соответственно тогда понятна стоимость лечения компульсивного переедания.
Ко мне обратились с такой проблемой: компульсивное переедание у мальчика 10 лет. ИМТ 25,5.
Вчера провел консультацию по лишнему весу у ребенка 10 лет. Консультация проходила с мамой и бабушкой, мальчик гулял.
Вводные данные:
Состав семьи: бабушка (мамина мама), мама, сын.
Сын имеет лишний вес, не уверен в себе. Обратилась мама, которая в прошлом году проходила личную терапию по сепарации от своей мамы.
Лечение компульсивного переедания у ребенка
Бабушка — тревожная, властная, постоянно испытывает стыд и вину. Я рассказал про мою теорию РПП и тонко намекнул на то, что бабушка и мама могут быть каким-то образом причастны к лишнему весу ребенка. Мама выслушала спокойно, а бабушка стала возмущаться, обвинять и стыдить меня за мои предположения, не приведя ни одного аргумента против.
Хорошо, что мама оказалась вменяемой, решила продолжить консультацию без своей мамы и ушла в другое помещение. Мама согласилась с тем, что сын тревожится, причем тревожится из-за того, что бабушка контролирует и запугивает всех членов семьи (и маму, и сына).
Перед мамой стояла дилемма. Либо она оставляет все, как есть, и разрешает бабушке и дальше «сбрасывать» свою тревогу на сына, и тогда к подростковому возрасту он подойдет с повышенной тревожностью и лишним весом, а куда выстрелит эта тревога в подростковом возрасте — неизвестно. Либо, так как мама не верила, что бабушка сможет перестать контролировать внука, принять решение о работе над сепарацией (разрыве отношений) от бабушки и защитой своего сына от бабушкиного контроля. Т. е. решение о прохождении курса. Она выбрала второе. Хотя маме было ужасно думать об этом, но сын оказался важнее собственного ужаса. Мама молодец!
Бабушка догадывалась о возможном развитии событий, поэтому пришла проконтролировать свою дочь (маму). Пришлось объяснить ей, что она «сбрасывает» свою тревогу на внука, а если она перестанет это делать, то будет сама страдать от этой тревоги (психосоматика, зависимости, расстройства и др.). Именно поэтому она контролирует внука и не может самостоятельно от этого отказаться. А у внука из-за этого развивается стресс, и из-за него компульсивное переедание.
Бабушка, неожиданно, оказалась адекватной и приняла трудное, но наиболее полезное в данной ситуации решение для своей семьи и внука: пройти 4 сессии и посмотреть, что из этого получится.
В итоге получилось найти оптимальное решение:
— уберем у бабушки травмы, которые генерируют тревогу, заставляющую контролировать внука и «сбрасывать» тревогу на него;
— уберем травмы у мамы и научим ее выражать «замороженные» чувства, т. к. рядом с бабушкой она уходит в ужас и не может принимать самостоятельные решения, становится маленькой девочкой;
— сын будет дальше жить своей детской жизнью без тревоги и лишнего веса и научится выражать чувства, которые вызывают у него мама и бабушка.
И как в фильмах, под конец явился с прогулки мальчик. Бабушка сразу начала его контролировать: «Поздоровался», «Иди сюда», «Садись». Я обратил внимание бабушки на этот контроль, и на этом наша консультация завершилась.
Что получится из этого — не знаю. Но надежда есть.
Записаться на Диагностику причин компульсивного переедания.
P.S.
Через несколько дней бабушка отказалась от работы. Остался вариант сепарации мамы от бабушки. А еще через пару недель мама поняла, что ей сейчас некогда, есть очень важные дела, поэтому работу с мамой отложили на неопределенное время.
В итоге ребенок стал платой мамы бабушке за свою «свободу». Послание мамы ребенка бабушке звучит так: «Мама, контролируй моего ребенка, а меня оставь в покое». Именно так ведут себя жены абьюзером и алкоголиков, когда ужас остаться «без мамы» перекрывает желание здоровья и счастья для себя и ребенка. Таким образом, иногда бывают случаи, когда я не вижу возможности вылечить ребенка от компульсивного переедания.
Психолог Андрей Клюев.