Ошибки: нужно ли их опасаться? | Опора | Центр психологической помощи

Работаем онлайн

в вашем городе

+7 (930) 707-33-32

Психологическая помощь

Работаем онлайн

в вашем городе

+7 (930) 707-33-32

Психологическая помощь

Ошибки: нужно ли их опасаться?

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 80e74fd4443a11eead6556181a0358a2_upscaled.jpg

С древних времен и до наших дней за ошибки принято ругать, наказывать. Зачастую ошибка становится причиной всеобщего остракизма, потери репутации. Оступившийся человек начинает сомневаться в своих силах и способностях, он не прекращает мысленно прокручивать ситуацию, корит себя за сделанное или несделанное. Ведь народная мудрость учит принимать во внимание чужие ошибки, учиться на них, но не совершать их самому. А общество, начальники, коллеги, родные и друзья уверенно утверждают: ошибки совершают только бесхарактерные, неумелые, никчемные личности. Из-за своей лени и безответственности они теряют контроль над ситуацией, а за их глупость, неумение планировать и рассчитывать, расплачиваются другие.

Каков результат такого общественного давления, воспитания? Человек с раннего детства абсолютно убежден, что ошибки недопустимы. Что это нечто опасное, ужасное, что следует предотвращать и избегать любой ценой. Данная истина отпечатывается в подсознании. И дает свои плоды: личность замирает в своем развитии, стремится удержать достигнутое равновесие и сохранить уклад жизни, быт в неизменном состоянии. Ведь все новое несет в себе опасность совершить массу ошибок по незнанию, неопытности.

Однако, сохраняя контроль над своей жизнью с помощью стагнации, человек сам себе закрывает будущее, перспективы более успешной, яркой, живой жизни. Современное общество динамично развивается, меняется стремительно, за считанные годы. Технологии, которые были недоступны еще пять лет назад, сегодня успешно применяются, а научные центры предлагают все новые, революционные решения. Чтобы добиться успеха сегодня, необходимо действовать быстро, уметь идти на оправданный риск, учиться. Нет времени выверять и проверять каждый шаг, боясь совершить незначительную ошибку. Такие члены общества, к сожалению, не вписываются в новый социум, оказываются в аутсайдерах.

Необходимо понимать, что есть ошибки разного рода. Те, что несут опасность для жизни и здоровья людей, грозят срывом масштабного проекта, техногенной катастрофой. В этом случае, действительно, важно предусмотреть все возможные и невозможные ситуации, выверять все свои действия, проявлять повышенную внимательность. И есть небольшие повседневные ошибки, которые приносят столь необходимый практический опыт. Ведь, хотя народная мудрость основана на тысячелетнем опыте, лучше всего человек учится все же на своих ошибках. Они дают драгоценное понимание того, что можно делать, а каких шагов лучше избегать. И такие огрехи, как правило, легко исправить или компенсировать дальнейшими действиями.

Активная жизнь невозможна без ошибок. Они появляются в самых разных областях, от учебы и личных отношений до работы, воспитания детей. Чаще всего родители допускают ошибки, стремясь опекать ребенка от любых трудностей и неприятностей, либо проявляя чрезмерную строгость. Еще одной серьезной ошибкой становится вседозволенность ребенка, когда из милого чада вырастает неуправляемый подросток. Но, так ли страшны ошибки и какую роль они играют в нашей жизни?

Что такое ошибки и как они воспринимаются

Как понять, что человек совершил ошибку? Это очень широкое, неоднозначное понятие.

  • Ошибками часто называют неверные шаги на выбранном пути. Например, если принято правило поворачивать только налево, то любой поворот направо уже недопустим. Даже если на выбранном пути разлилось топкое болото.
  • Ошибка – это неправильный ответ на заданный вопрос. Это может быть экзамен или вопрос учителя, следователя, начальника. Иногда человек добросовестно заблуждается, считая свой ответ правильным, либо забывает нужную тему и говорит первое, что придет в голову.
  • Ошибкой называют проступок, после которого честный человек испытывает стойкое чувство вины, стыда, неприятия. Раз оступившись и познав муки совести, такая личность будет всеми силами избегать подобных ситуаций. 

Но, жизнь мало похожа на игру в лабиринт или свод правил, которые дают однозначные ответы. Этика и мораль абсолютно неоднозначны, личностны. И те, кто обожает указывать другим на их ошибки, сами совершают серьезную ошибку.

С самого детства человек совершает маленькие и большие ошибки. Он растет и учится на своем опыте, в противном случае обучение невозможно – вырастет тепличное растение, абсолютно неприспособленное к жизни в социуме, трудностям, работе или самообразованию. Ошибки бывают разными, от малозаметных огрехов до непоправимых катастроф. Важно научиться избегать действий с необратимыми, ужасными последствиями.

В зрелом возрасте, когда получен необходимый опыт, есть постоянная работа, в которой известны все тонкости, любые производственные ошибки начинают восприниматься очень болезненно. Человек полагает, что они появляются вследствие недостаточной квалификации, потери хватки, знаний. Возникает парадокс. В период обучения не ошибаться просто невозможно, ведь на них люди учатся. А вот после учебы ошибки требуется свести к минимуму. Иногда профессионал видит ошибку там, где сторонний человек, неспециалист, не заметит ничего особенного. Именно в этом проявляется высокая квалификация специалиста.

В детстве ошибки – это важнейшая часть драгоценного личного опыта. Они позволяют развиваться и совершенствоваться, осваивать окружающий мир. Учат не бояться трудностей и контролируемого риска, умению исправлять совершенные проступки или ошибочные действия. Если родитель желает вырастить активную и творческую личность, важно давать ребенку совершать свои ошибки. Если же взрослым требуется ребенок-консерватор, который будет идти только проторенным путем, наказания за ошибки являются частью традиционного воспитания. И здесь каждая семья решает для себя: что лучше для их детей.

Самая основная ошибка родителей  

Проживая жизнь, человек по-разному оценивает свои поступки. В 30 лет он абсолютно уверен, что совершил множество ошибок лет 10-15 назад, что-то кому-то сказал или сделал, упустил шансы на лучшее будущее. С высоты своего опыта, он стыдится своей глупости и наивности, безответственности. Возможно, испытывает чувство вины, которое толкает как можно быстрее исправить ошибку или загладить проступок, совершенный по отношению к другому человеку. Еще через 10 лет он понимает, что все эти ошибки – надуманы, и никаких страшных провалов в 15-20 лет у него не было. В 50 лет вновь может прийти осознание ошибочности своих поступков, а в 60 – оправдание им же.

Приобретая жизненный опыт, люди понимают, что почти любые ошибки можно исправить, практически все – оправдать теми или иными причинами. Непростительны лишь те действия, которые приводят к тяжким последствиям, смерти, катастрофам, инвалидности. Такие ошибки исправить невозможно, можно лишь облегчить свою совесть, помогая жертвам.

Многие родители считают, что основной ошибкой в воспитании ребенка является применение физической силы – ремня, шлепков, подзатыльников. Но, насколько верно это суждение? С высоты прожитых лет кажется, что можно было бы поступить иначе, мягче, рассудительнее. Но, если бы какое-то чудо вернуло родителя в прошлое, он применил бы те же самые методики домашнего воспитания при такой же ситуации. Именно потому, что не мог и не мыслил иначе.

Если отец или мать доходят до физического воздействия по отношению к ребенку, значит в тот конкретный момент у него не осталось других инструментов влияния. Почему? Это другой вопрос. Причин может быть масса: от плохого контроля своих эмоций до влияния травм, которые не допускают иной реакции на ситуацию.

Что чувствует родитель после совершенного поступка, когда он переступил грань? Сочетание злости на проступок чада, сильнейший дискомфорт от своей несдержанности, а затем – чувство вины. Родитель раскаивается, сожалеет о своем поступке, чувствует сильнейшее желание исправить свою ошибку и загладить вину перед ребенком. Он извиняется, возможно, покупает какие-то желанные для ребенка гаджеты, вещи, сладости. Он прощен – на этот раз. Но, несмотря на осознание ошибки, в следующей схожей ситуации взрослый вновь поступает таким же образом. Получается замкнутый круг.

Стараясь загладить допущенные по отношению к ребенку ошибки, родители упускают из виду важный момент: необходимо не исправлять последствия, а искать первопричину своего поведения. Что заставляет применять физическую силу в определенных, триггерных ситуациях? Поэтому, главной ошибкой родителей является не применение физических наказаний, а нежелание разобраться в себе.

Нужно ли учить детей на их собственном опыте?

Какие ситуации могут стать триггерными для родителей, заставляя их терять над собой контроль? Их множество. Например, ребенок, вопреки многократным предупреждениям, ломает тонкую технику – телевизор, ноутбук, планшет. Или подросток убегает гулять поздно вечером. Хорошо, если дети отделаются устным выговором, а не физическим воздействием. Оба этих примера – яркие образчики того, как родители теряют контроль над жизнью и деятельностью ребенка. Он делает что-то, что ему запрещено, перестает беспрекословно слушаться. Именно поэтому родители ощущают сильную злость. Ведь тотальный контроль, по их мнению, – это залог безопасности для ребенка, отсутствия ошибок.

Большинство современных родителей разделяют мир на два полюса – правильно и неправильно. Они дрессируют своих детей, заставляя их совершать только правильные поступки. Ведь неверные ведут ошибки, а они, как все знают, – это удел слабых, ленивых, безответственных. Но, каждый родитель хочет воспитать сильного, способного, ответственного ребенка. Однако, принимая к действию данную доктрину, родители забывают, что мир многоцветен. Черно-белая грань существует лишь в воображении. А жесткие запреты, разделение на правильно-неправильно не способствует развитию и росту личности ребенка. Наоборот, испытывая страх перед совершением ошибок, родители буквально вбивают его в своих детей. Они учат своих малышей бояться ошибок, бояться нового. В случае выхода ребенка из повиновения, в них сплетаются страх ошибки и ощущение катастрофической утраты контроля, превращенные в фобию. Эта гремучая смесь трансформируется в злость, ведущую к неадекватной реакции.

В чем здесь ошибка родителей? Не стоит жестко контролировать ребенка. Гиперопека еще никого не доводила до добра, ведь она лишает детей способности принимать собственные решения, иметь собственное мнение. Они растут в тепличной атмосфере, которая никак не готовит их к самостоятельной жизни. Более того, такие дети постепенно осознают собственную неполноценность, неприспособленность. А постоянные упреки, выговоры прививают ему ощущение «человека второго сорта», который не соответствует завышенным стандартам. Ребенок испытывает стыд за себя, его самооценка крайне низкая.

Тотальный контроль лишает детей самого важного – права делать свои ошибки и учиться на своем опыте. Чтобы расти над собой, ребенок должен набивать собственные шишки, синяки, отстаивать свое мнение. Взамен он получает незаменимый практический опыт, который становится основой взрослой личности.

Чем чреваты полученные в прошлом травмы

Человек – создание социальное. Все люди живут в обществе, и свобода одного заканчивается там, где начинаются интересы другого. Теряя над собой контроль, родители автоматически нарушают границы своих детей. В результате ребенок теряется, его личная территория, где он может и должен принимать решения самостоятельно, стремительно уменьшается. И вырастает человек, который не имеет собственного мнения, не умеет отстаивать свои интересы и не желает что-либо менять в этой жизни, опасаясь наделать ошибок.

Впрочем, поведение родителей так же можно понять: в основе их злости, потери контроля лежат детские и подростковые травмы. Именно фобии оказывают огромное влияние на отношение к детям, манеру воспитания. Если прошлое родителя несет в себе бесконтрольную и постоянную эмоциональную боль, его реакции на триггеры становятся агрессивными. Так, если ребенок подвергался насилию, вырастая, он испытывает трудности с самоконтролем и здоровыми взаимоотношениями, с уважением к чужим границам. При этом родитель, воспитывающий ребенка в крайне жестких условиях, не осознает, что полностью копирует свое детство.

Именно поэтому важно осознать: поведение родителей – это всегда следствие их опыта, травм, полученных в детстве и в течение жизни. Получается порочный круг, когда новое поколение копирует травматическое воспитание уже на своих детях. Чтобы его разорвать, необходимо получить помощь специалиста-психотерапевта, пройти курс осознания и проработки триггеров, изменения паттернов поведения. Только тогда, освобожденный и эмоционально цельный взрослый сможет создать благоприятную среду для развития своего ребенка.

Как психологи исправляют последствия полученных в детстве травм

В современном, динамичном мире люди часто теряют контроль над ситуацией. Неприятные «сюрпризы» может принести и семейная жизнь, когда привычный уклад рушится на глазах. Под влиянием психологических травм следует резкая, чрезмерно агрессивная реакция. Поступки, совершенные в состоянии аффекта, редко бывают благовидными. Результат – человек остро сожалеет о сказанном и сделанном, утопает в чувстве вины, продолжая разрушать собственную жизнь и семью.

Самостоятельно справиться с проблемой практически невозможно. Чтобы перестать остро реагировать на триггеры, необходима тщательная, серьезная психологическая работа. Необходимо изменить паттерны поведения, научиться рассматривать ситуации и поведение других людей с разных сторон, принимать и пропускать их реакции через призму сознания. А чтобы появились новые реакции, необходима проработка полученных травм. 

Как это делается? Специалисты нашего Центра проводят групповые сессии, индивидуальные занятия. На них различные травмирующие жизненные ситуации рассматриваются с разных сторон. Такая психотерапия позволяет:

  • разобраться в мотивации других людей;
  • переступить через установленные в детстве ограничители, получить набор эффективных инструментов для взаимодействия с окружающим миром на новом уровне;
  • приобрести устойчивость к повседневным стрессам, нестандартным ситуациям, способность быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • выбирать способ и степень остроты своей реакции на раздражитель-триггер.

Деликатная поддержка и помощь наших психологов позволяет вернуть гармонию в семью, строить более здоровые и ровные отношения с окружающими. Мы научим правильно выражать свои эмоции, отстаивать свои потребности в конструктивном ключе. Проработка травм, триггерных реакций помогает обрести уверенность, найти внутреннее равновесие и силу. Позволяет освободиться от тяжелых, давящих оков прошлого, начать строить свободную и полноценную жизнь.

В нашем Центре работают психологи с многолетним опытом помощи одиноким людям, семьям. Их знания, высокий профессионализм позволят вам осознать застарелые психологические травмы, начать их прорабатывать. Обращаясь к нам за помощью, вы получаете безопасное, доброжелательное пространство для обсуждения своих проблем и поиска их решений. Мы поможем вам стать более уверенными, стойкими и гибкими в любых жизненных ситуациях. 

Андрей Клюев

Руководитель психологического центра «Опора».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также, рекомендуем вам прочитать:

photo_2024-03-30_07-52-27
Почитай отца твоего и мать твою
Многие созависимые знают эту заповедь наизусть. И стараются чтить своих родителей настолько, насколько это возможно. Расшифруем пятую заповедь Мне...
Hristiane-very-Evangelskoj
Когда будет полезен метод ПППТ?
В отличие от других наук, психология почти не имеет объективных диагностических тестов. В психологии уже созрел достаточно давно методологический кризис....
2024-03-21_17-22-03
Нарциссическая травма
— Я тебя ненавижу за то, что ты показал мне мое несовершенство!Иногда, я слышу или читаю между строк такие слова в мой адрес, когда клиентам удается...
astma-3
Помощь при лечении бронхиальной астмы
Бронхиальная астма чаще всего развивается в детстве после инфекции верхних дыхательных путей или при столкновении с различными аллергенами, чаще всего...
C5gouxeGuuk (1)
Сепарация и РПП
Как часто мама и «больной» ребенок часто бывают далеки друг от друга!!! Месяц назад предложили маме поработать, чтобы помочь дочери вылечиться...
Young man feeling anxious
"Не разговаривал с окружающими много лет". Как проявляется ПТСР
Ученые раскрыли особенности страшных воспоминаний при ПТСР — посттравматическом стрессовом расстройстве. Оказалось, что вызывающая его негативная информация...

Оставить заявку
и мы перезвоним вам в течение часа

Ваша заявка успешно отправлена

Оставить заявку
на диагностическую консультацию с гарантией возврата 150 %