Как часто мама и «больной» ребенок часто бывают далеки друг от друга!!!
Месяц назад предложили маме поработать, чтобы помочь дочери вылечиться от РПП. В ответ она написала:
Надо, конечно работать в этой проблеме с семейным психологом, но я хочу, чтобы вы работали с ней, а я буду за это платить.
Как жаль, что мамы часто не готовы помогать своим дочерям.
Очень грустно от этого. Если ребенок с РПП или ОКР или другим расстройством зависит от родителя, то ребенок не сможет вылечиться, пока родитель не готов принять его таким, какой он есть, его несовершенство, его злость и агрессию.
Сепарация в нашей культуре происходит через агрессию ребенка к родителю: «Мама плохая, я ухожу от тебя!» Да, может через минуту он прибежит, испугавшись, в слезах, и тогда маме необходимо принять его и заботиться снова. Но когда ребенок снова говорит «Мама плохая, я ухожу!» , то это нормально, это здорово! Так работает сепарация.
А если мама запрещает ребенку выражать злость, обвиняет его, стыдит, пугает, когда он злится, тогда она запрещает ему сепарироваться. И ребенок может оставаться с родителями до 30, 40, 60 лет, т.к. «мама всегда хорошая, и нет причин, чтобы от нее уходить».
Это не дети уходят и сепарируются. А это родители дают детям ощущение безопасности, чтобы дети могли уйти и сепарироваться. А дети в семье делают только то, что им позволяют родители.
Руководитель центра «Опора»,
психолог Андрей Клюев.