«Родители слишком сильно хотели “вырастить достойного человека” и дали ему слишком мало свободы для того, чтобы ребенок смог научится принимать решения самостоятельно.»
Чаще всего, причины анорексии кроются в слишком контролирующем поведение родителей, когда родители слишком сильно хотели “вырастить достойного человека” и дали ему слишком мало свободы для того, чтобы ребенок смог научится принимать решения самостоятельно. Без возможности экспериментировать и без освоения мира путем проб и ошибок ребёнок не может научиться правильно делать выбор во взрослой жизни. Поскольку у него вырабатывается привычка не слушать свои желания, свои чувства, а слушаться старших. Такое послушание, чаще всего, достигается за счет привития чувства вины или стыда. Которое, в свою очередь, возникает у ребенка, если он “недостаточно хорош”.
Для того, чтобы не чувствовать свои желания и свои чувства, а ориентироваться на советы родителей, ребенок вынужден анестезировать свои чувства и желания. Чувства, эмоции — это не только психические реакции. Это также всегда еще и запрограммированные физиологические (мышечные и гормональные) реакции на внешние раздражители. Каждое желание и чувство ребенка подталкивает его к тем или иным действиям на рефлекторном уровне. Например, при страхе возникает инстинктивное желание пригнуть голову, ссутулится, спрятаться, защититься. При ненависти возникает инстинктивное желание уничтожить объект ненависти, при горе — желание поплакать, при радости — бегать и кричать и так далее.
Конфликт сигналов тела
Из-за того, что ребенку при том или ином выборе приходится отказываться от своих желаний и чувств, происходят мышечные спазмы. Поскольку к мышцам приходят сигналы (нервные и гормональные) на выполнение программы, которые соответствуют наличествующей эмоции. Но, чтобы не выполнять эту программу в случае социальных запретов на проявление тех или иных эмоций, происходит постоянная коррекция действия противоположными мышцами. Например, если по программе необходимо поднять руки, то задействуются мышцы на поднимание рук. А в случае запретов на эту эмоцию тут же задействуются мышцы на опускание рук, чтобы не допустить поднимание рук и проявление данной эмоции.
При наличии постоянного негативного эмоционального фона появляется постоянное напряжение мышц. Именно поэтому движения становятся напряженными и резкими. В результате этого напряжения растет неудовлетворенность и психологический дискомфорт, который в результате приводит к неудовлетворенности своим телом. Так как тело дает напряжение и неудовлетворенность жизнью, апатию, когда ребенок устает от постоянной борьбы со своим телом, которое требует исполнения своих желаний.
Возрастание напряжения
При дальнейшем росте напряжения и апатии пропадает страх смерти, и появляются мысли о суициде — настолько невыносимой становится жизнь ребенка. При этом такой послушный ребенок привык слушаться родителей и доверять им. Родители часто не понимают апатичность ребенка и считают, что ребенок просто недостаточно сильно контролирует свои чувства.
Чтобы не пойти на суицид, ребенку приходится увеличивать анестезию своих чувств и своего тела. И когда стоит вопрос выбора в сложной, неизвестной или неопределенной ситуации, ему становятся недоступны ориентация на свои чувства. И ребенок начинает ориентироваться на мнения “важных” людей. В детстве — это желающие добра родители, в школе — это желающие добра друзья или авторитетные личности, во взрослой жизни — это желающие добра руководители или другие уважаемые личности. В результате у ребенка формируется отказ от ориентации на свои чувства и желания, ориентация на мнение социально-уважаемых личностей или идей. Это может быть фанатичное желание похудеть или иные схожие идеи.
Далее происходит внутреннее отдаление от родителей. Поскольку ребенок интуитивно чувствует, что его напряжение увеличивается в присутствии родителей. При этом, за счет своей инфантильности, так как у ребенка нет навыка принимать самостоятельно решения, ребенок привязывается к родителям. Поскольку ему необходима финансовая поддержка и советы родителей при принятии решений в ситуациях неопределенности.
Последствия напряжения
Такая психика готова к появлению РПП, алкоголизма, наркомании, фанатизма и других зависимостей, которые помогут снять это мышечное напряжение. Ребенок, который не умеет ориентироваться на свои чувства и желания, часто становится сторонником родительских ценностей. Из-за этого его интересы часто расходятся с интересами социума, в котором он растет. В результате он лишается поддержки сверстников (это бывает часто, но далеко не всегда). Вследствие чего появляется чувство одиночества и желание интегрироваться в социум любыми способами. Похвала, принятие и одобрение со стороны родителей у таких детей находится в большом дефиците. Если на горизонте появляется идея о том, что быть худой — это решение всех проблем с принятием социума, тогда ребенок цепляется за эту идею. Вначале он действительно находит подтверждение этой идеи, когда начинает слышать комплименты и похвалу. В этот момент идея о том, что “чем я худее, тем я лучше” приобретает статус абсолютно верной истины.
Дальше уже зависит от степени «заморозки» ребенком своего тела и чувств. Если они сильно «заморожены», тогда ребенок легко реализует идею об “абсолютной худобе” применяя “силу воли”. Если тело не сильно “заморожено”, тогда чувства не дают реализовывать идею об “абсолютной худобе” и расстройство пищевого поведения начинает метаться между худобой и перееданием. Это может быть переход в булимию, а также в чередование анорексии, булимии и компульсивного переедания.
Другие публикации: